«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»
Нужно! Но как?
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.
Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Дети любят играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.
Экономика тесно связана с математикой. Поэтому знакомство с простейшими экономическими знаниями начинается через сюжетно-ролевые игры. Таким образом, происходит усвоение теоретических и фактических знаний через выработку практических навыков. Организуя сюжетно-ролевую игру, постепенно вводим экономические знания, основанные на математических действиях: количественные отношения, счет, измерения. Такие игры рекомендуем проводить 2-3 раза в неделю под контролем педагога. Самостоятельно в эти игры дети могут играть и в другие дни.
В нашей группе широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад», «Семья». Дети здесь «покупают», «продают», «меняют», «работают». В данные игры вводим некоторые составляющие семейного бюджета: пенсия, заработная плата, стипендия, а так же раскрываются представления детей о доходах и их увеличении или уменьшении.
В нашей группе дети очень любят играть в «Магазин». Для игры мы все вместе подбирали и изготавливали продукты и товары, распечатали деньги для игры, с изображением героев из мультиков, проводили беседы с детьми, давали им домашнее задание ( идя с мамой в магазине, понаблюдать как мама покупает продукты.). Вместе с детьми выбрали продавца, проговорили, что можно купить на деньги, которые у ребят в кошельке. Игра в магазин очень понравилась, дети делились впечатлениями и угощали друг друга купленными продуктами.
Фотогалерея
Рассказова Н.С.
|